|
|
|
|
|
|
|
|
Образование посредством спутникового телевидения
Мир школы, № 24, ноябрь 2001 г., автор: Т. Власова
Технологии и организационные решения спутникового образовательного телевидения, разработанные учеными СГУ под руководством ректора университета, профессора Михаила Петровича Карпенко, являются сегодня ноу-хау не только в России, но и в мире.
Идея трансляции знаний в любую точку планеты сегодня, что называется, витает в воздухе. Современный гуманитарный университет, пожалуй, одним из первых воплотил ее в жизнь и сделал шаг к единому образовательному пространству. Сегодня в университете учатся более 130 тысяч студентов, представителей почти всех национальностей и народностей России, а их, как известно, более 130. Студенты Московского центра Современного гуманитарного университета и 350 филиалов СГУ, находящихся за сотни тысяч километров от Москвы, учатся по одной программе, слушают лекции лучших преподавателей и специалистов страны, пользуются одними и теми же учебниками, тестируются и сдают экзамены по одним и тем же билетам. Оценка знаний во всех филиалах проводится с применением компьютерных технологий, а все данные о студенте, его успеваемости, сдаче тех или иных зачетов и экзаменов поступают в координационный центр единой информационной системы "Луч".
В студии спутникового образовательного телевидения
Международный отдел университета ведет большую работу по организации филиалов и преподавательских центров в ближнем и дальнем зарубежье, переводчики готовят комплекты учебной литературы на разных языках. В результате студенты имеют возможность получать образование не только на русском, но также на английском и других иностранных языках.
Учащийся СГУ, где бы он ни находился, во Владивостоке или Калининграде, Архангельске или Назрани, крошечном Вельске или в Минске, получает полный комплект учебников и учебных пособий, лекции в прямом эфире и видеолекции на кассетах, слайд-лекции, участвует в работе видеосеминаров и различных тренинговых программ. Все без исключения студенты могут пользоваться электронной библиотекой университета, насчитывающей сотни тысяч томов специальной и содержащей научную и художественную литературу.
Использование спутникового телевидения позволяет решить одну из сложнейших задач современной России - доставки качественного образования в самые отдаленные точки страны, а также дает возможность пересмотреть отношения преподавателя и студента. Отныне не студент идет к преподавателю, а преподаватель к студенту.
В зале самостоятельных телевизионных занятий
Спутниковое телевидение является также мощным средством повышения качества образования и позволяет привлечь, как уже было сказано, лучших профессоров и специалистов. Достаточно сказать, что наши студенты прослушали лекции известного адвоката Г. Падвы, киноведа Л. Рошаля, журналиста Р. Медведева, академика С. Капицы и других известных ученых.
Восемь научно-исследовательских институтов университета ведут работу по изучению возможностей человеческой памяти и интеллектуальных способностей человека, разработке телевизионных и компьютерных учебных программ, диагностике и оздоровлению учащихся и другие интересные исследования, которые предложили практикам альтернативные концепции обучения. По рекомендациям ученых создаются все учебные пособия и программы, причем телевизионные технологии позволяют оперативно заменять или дополнять имеющуюся информацию. Таким образом, решается еще один важный вопрос - поддержание методического материала на самом современном уровне.
Современный гуманитарный университет имеет не только российскую, но и британскую аккредитацию. Выпускники СГУ могут подтвердить диплом бакалавра в Национальном совете Великобритании по признанию зарубежного образования, который действует при Министерстве образования Великобритании - НЕРИК.
Т. Г. Власова, директор телевизионной студии СГУ
Инновационные образовательные технологии на базе спутникового телевидения вызвали интерес во многих странах СНГ и за рубежом. В настоящее время филиалы СГУ успешно работают во многих городах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, например в Казахстане, Таджикистане, Армении, Молдове, Белоруссии, Украине, двух городах Израиля - Тель-Авиве и Хайфе. Сейчас ведется работа по организации преподавательского центра СГУ в Чеченской Республике.
Еще один наглядный пример. Наверное, многие из вас помнят драматические кадры и сообщения в новостных программах о кругосветной гонке Вэнди Глоб, в которой на яхте "Современный гуманитарный университет" принимал участие знаменитый путешественник Федор Конюхов.
Федор Филиппович - выпускник СГУ и сотрудник нашего университета. Во время кругосветки, находясь в экстремальных условиях, он продолжал учебу, выполнял задания, пользуясь теми же учебниками и всем набором необходимых учебных пособий, что и студенты базового московского вуза. Затем он успешно защитился, находясь далеко от Москвы.
Международный статус СГУ подкрепляется и его международными связями, реализацией научных, образовательных и профессиональных программ сотрудничества. На основании договорных отношений по совместным образовательным проектам, обмену студентами и преподавателями, а также учебными программами наш университет сотрудничает с такими зарубежными вузами, как университет Мерсера - США, Европейский университет Мадрида, Европейский центр высшего образования - Испания, Институт европейских отношений - Испания, Высшая школа экономики и менеджмента - Нидерланды, Университет Дерби - Англия, Ричмонд-колледж - США, Англия.
В ожидании зачета
Телевидение СГУ стало подключаться и к подготовке учащихся 10-11 классов. Это позволит повысить уровень образования старшеклассников в тех регионах, где не хватает преподавателей-предметников. Ребята могут продолжить учебу у лучших московских учителей.
Все мы понимаем, что будущее России зависит от того, каким вырастет новое поколение, какое получит образование, возьмет ли молодежь все лучшее от своих отцов и дедов. Эту проблему мы пытаемся решать созданием культурно-просветительских передач. Параллельно с учебными лекциями и фильмами в рамках дистанционного образования в СГУ создаются серии программ "Театральный час", "Панорама искусств", замечательная серия документальных приключенческих и краеведческих фильмов "Пангея". Кстати, фильм из этой серии под названием "У каменных великанов Сибири" был третьим наминантом Евразийского телефорума, а документальный фильм "В гостях у Федора Конюхова" получил приз на третьем Международном телефестивале "Человек и море".
Творческий коллектив студии телевидения выпускает информационную программу "Новости СГУ", которые рассказывают студенческой аудитории обо всем, что происходит в филиалах университета, о событиях в культурно-просветительской и образовательной области (фестивалях, выставках, неделях искусств народов России и СНГ, проводимых посольствами разных стран).
И еще одна немаловажная функция учебного телевидения - повышение квалификации людей разных профессий и социального положения. Например, военнослужащие с помощью спутникового телевидения получают у нас в университете высшее образование; люди, прикованные к постели, благодаря нашим обучающим технологиям имеют реальную возможность учиться дома. Даже в некоторых местах лишения свободы организованы отделения СГУ.
Спутниковое образовательное телевидение позволяет сделать реальностью единое образовательное пространство, тем самым способствовать выходу человечества на новый этап культурного развития.
Процесс обучения
В зале телевизионных курсовых работ
Студенты СГУ на первый взгляд ничем не отличаются от студентов других вузов. Но это только на первый взгляд. На самом деле различие кардинальное - они полноправные участники эксперимента и рискнули идти к получению знаний и заветного диплома о высшем образовании нетореным путем. Вместо вступительных экзаменов - компьютерный тест. Вместо поточных лекций в аудитории - совместный просмотр телелекций в прямом эфире, а еще чаще - индивидуальный видеопросмотр лекций и учебных фильмов в специальном кабинете. После изучения каждой темы - зачет, который тоже принимает компьютер. А если не смог его сдать, надо снова отправляться смотреть кассеты. Даже практические занятия часто проводятся с помощью компьютера и специальных программ, моделирующих, например, судебный процесс, в котором студент участвует в роли адвоката, а защита дипломов и диссертаций происходит здесь по технологии телемоста.
На семинарском занятии
Единственное, пожалуй, что напоминает обучение в традиционном университете, это семинарские занятия, которые ведет не виртуальный, а вполне реальный профессор. Надо признать, что человеку, первый раз попавшему в это оригинальное учебное заведение, трудно отделаться от мысли, что он смотрит фантастический фильм. А вот студенты, говорят, привыкают к специфике быстро. Им нравится, что все кругом напичкано видеокамерами, видеомагнитофонами, компьютерами. Среди техники они чувствуют себя вполне органично.
Перспективы
Не секрет, что большинство современных молодых людей вынуждены, да и хотят зарабатывать деньги. Однако и необходимость получения образования для них вполне очевидна. Чтобы преодолеть это противоречие, СГУ уже сейчас предлагает своим студентам работать по индивидуальному учебному плану. Они могут выбирать время посещения занятий и сдачи зачетов. Но сотрудники университета мечтают о том, что скоро весь учебный процесс будет проходить при помощи портативного прибора, это позволит студентам получать образование, не посещая, собственно, здание учебного заведения. Конечно, такие методики требуют от молодых людей предельно серьезного отношения к учебе. Пока же все индивидуальные и групповые занятия (просмотр видеолекций) проходят под контролем преподавателей, которые следят за дисциплиной.
По наблюдениям сотрудников университета, за семь лет эксперимента общество постепенно привыкло к применению новых технологий в образовании. Если еще три года назад родителям студентов приходилось долго объяснять, как идет процесс обучения, то сегодня во многом благодаря регулярному проведению дней открытых дверей они уже в курсе дела. В СГУ идут не неудачники, провалившиеся на экзаменах в престижные вузы, а те, кто считает предлагаемые здесь методики обучения продуктивными и перспективными (подробнее о Современном гуманитарном университете и спутниковом образовательном телевидении вы можете узнать в Интернете по адресу http://www.muh.ru).
От редакции
Когда-то образование было уделом немногих. Выпускников университетов можно было пересчитать по пальцам, они были элитой общества. Впрочем, это было время, когда книги были страшно дорогими и купить их могли позволить себе лишь очень богатые люди. С тех пор многое изменилось. Изобретение книгопечатания не вдруг, но постепенно изменило представление человечества о культуре, а новые технологии XX века заставили человечество активно учиться. Жизнь вокруг стала изменяться настолько быстро, что тот, кто не хотел или не мог приспосабливаться к этому ритму, оказывался одиноким чудаком, выброшенным на "обочину истории". Сегодня нам еще трудно смириться с тем, что традиционная лекция в университетской аудитории и работа с книгой вытесняются из обихода студента третьего тысячелетия телевизионной лекцией и компьютерным вариантом научной монографии. Но очень скоро, хотим мы этого или нет, такое образование станет обычным явлением, как кино, радио, железная дорога, авиация.
Реплика
А. И. Любжин, кандидат филологических наук. Круг научных интересов: классическая филология, русская поэзия XVII века, история образования в России в императорскую эпоху.
Стороннему наблюдателю (мы опирались в своей оценке только на текст данной статьи и некоторые материалы из Интернета) нелегко нащупать проблемные точки в методике образования, предложенной вузом. Информации о его работе оказалось крайне мало. Об этом можно только пожалеть: СГУ прочно стоит на ногах и нашел свою достаточно надежную нишу, чтобы иметь возможность широко обсуждать возникающие проблемы с коллегами.
Первое впечатление: не столь она пугающе новая, эта новизна. Лекции крупного ученого сохранят свой характер и в электронном виде, а современная аудитория вполне приспособлена к такому способу восприятия информации - может быть, даже лучше, чем посредством чтения книг и живого общения. Лишь одно неудобство - нельзя сразу же задать вопросы преподавателю; но достаточно привыкнуть к тому, что их приходится откладывать до определенного момента, и с этим легко справиться.
Более того, сама эта привычка может оказать дисциплинирующее воздействие. Семинары (на наш взгляд, именно они, а не лекционные курсы) определяют уровень и качество образования, сохраняют не только свою роль, но и контактный характер.
Электронная система вступительной, промежуточной и итоговой аттестации могла бы сама по себе показаться революционным новшеством. Но если мы имеем дело с нормальными студентами в нормальных условиях, то они учатся в течение всего времени, а не только в сессию. С этой точки зрения нам предлагают вполне, по-видимому, продуманные решения. Если они почему-либо оказываются неудовлетворительными, их можно заменить другими. В любом случае все это - технические подробности системы, а не ее суть. В данном случае мы имеем дело не с нигилистической революцией, а с лояльнейшей и корректнейшей эволюцией, чей лозунг и девиз: поставить новые технические возможности на службу традиционным формам образования.
Технический масштаб и размах, безусловно, производят впечатление, но знания транслируются те же, что и в традиционных вузах. Лучше или хуже — это зависит от тысячи факторов. Скорее всего, разница не может оказаться значительной, поскольку познания черпаются из одних и тех же источников. Но - поскольку перед нами коммерческое предприятие - техническое оснащение становится эффективным и рентабельным тогда, когда оно позволяет устранять проблемы, на решение которых затрачивается больше ресурсов. Бизнес-план подобного проекта - дело специалиста в области экономики, а не собственно образования, и потому мы можем с легкой душой ограничиться в данном случае одной лишь подробностью.
Вот реплика из беседы с ректором пензенского филиала СГУ Александром Александровичем Сергеенко: «У нас тут «крутые» не учатся, к нам идет учиться беднота, в СГУ 90 % студентов из села. И многие из них просто не смогли бы поступить в бесплатный госвуз, в том числе и по финансовым соображениям! Не говоря обо всем прочем, вы думаете, это дешево — жить в общежитии? А родителям студентов возить сюда продукты?» Таким образом, мы имеем дело с проектом, выполняющим важную и нужную социальную функцию. И то, что, как пишет автор: «...отныне не студент идет к преподавателю, а преподаватель к студенту», противоречит на первый взгляд основным требованиям педагогики, на самом деле является проявлением нового гуманизма.
Проблема заключается в другом — в чрезмерно, на наш взгляд, прикладном характере этого образования. Отсутствие в структуре факультетов базовых гуманитарных дисциплин — филологии и истории — не может не насторожить. Современные гуманитарные концепции — вещь хорошая и полезная, но в отрыве от своей почвы более чем двухтысячелетней образовательной традиции — они могут чрезмерно сильно повлиять на незрелое сознание, и не всегда это будет приносить хорошие плоды. Рассмотрим лишь один пример — программу курса философии: специальные дисциплины — философская антропология, теория и практика аргументации, искусство и мировые религии, герменевтика и постструктурализм, философия политики, современная теория мышления и сознания, философия техники, философия языка, философия российской истории, человек в традиционном и современном обществе, философия Востока на Западе.
По большей части здесь представлены новые и новейшие направления (лишь за теорией и практикой аргументации, как нам представляется, стыдливо прячется Аристотель). Но если вы читаете то, что пишут о Платоне, например, Поппер и Деррида, имеет смысл вдуматься в тексты самого Платона и не проявлять излишней доверчивости к его интерпретаторам. На философском факультете РГГУ совершенно справедливо рассудили, что основа философского образования древнегреческий и немецкий языки. Без возможности знакомиться с классическими текстами в оригинале (кстати, для многих из них в принципе нет корректных русских переводов) философское образование обречено на провинциализм, впрочем? как и юридическое без знакомства в подлиннике с классическими памятниками римского права; но здесь ни один вуз не мог бы похвастаться выполнением этого, к сожалению, уже не элементарного требования.
Пожелав СГУ — вузу уже не слишком молодому по нынешним меркам — учебных и научных успехов и всей общественной и государственной поддержки, какую он, несомненно, заслуживает, будем надеяться, что наряду с общедоступностью дистанционного образования и его прикладной направленностью будет прогрессировать и его фундаментальность, дающая студентам глубину мышления, подлинную эрудицию и широкий кругозор.
|
|
|
|
|
|