В первый раз – в… спутниковый класс
Теле-Спутник, № 9 (59), сентябрь 2000 г., автор: Р. Маградзе
Первого сентября, как всегда, распахнутся двери всех учебных заведений страны. Вернутся с летних каникул школьники и студенты. Многие впервые перешагнут пороги вузов, приготовившись к "разгрызанию гранита наук". А вот студенты Современного гуманитарного университета, в отличие от всех, включат… телевизор. Им профессора будут читать лекции прямо с давно уже не голубого экрана. Причем, по спутниковому телеканалу.
"Есть многое, мой друг Горацио, на свете…"
При работе над обзором образовательных спутниковых телеканалов был непростительно пропущен самый важный для нас отечественный канал СГУ (Современного гуманитарного университета). А ведь существует он аж с 1998 года. И, что важно, тихо, без обычной для такого дела помпы, рекламы и т. п. Здесь мы столкнулись со спецификой образовательных телеканалов, которые, в отличие от многочисленных развлекательных собратьев, ориентированы на очень узкий сегмент телеаудитории. Соответственно, вопрос о расширении этой аудитории и связанной с этим рекламой просто не стоит. Вот и оказался этот телеканал совершенно незамеченным. Лишь благодаря случайно обнаруженному в Интернете сайту (опять же, при очередном обзоре) удалось выйти на него.
А вещает он, оказывается, со спутника Intelsat 604, расположенного в позиции 600 в. д. И даже в открытом виде в цифровом формате. В учебный период время трансляции составляет 12 часов в сутки. Летом же вещание идет с 10 до 18 часов по московскому времени.
В течение этого времени здесь можно прослушать (и обязательно переписать на видеокассеты!) все лекции этого университета. А они составляют весь курс обучения нескольких факультетов СГУ.
Подбор видеоматериалов к лекциям
Многим были бы интересны лекции по основам организации туристической деятельности. Управленческий учет тоже нашел бы своих благодарных слушателей. Социология управления, лекции по психологии… Перечислять можно долго.
Телеканал университета — настоящий клондайк знаний для тех, кто изучает юридические науки или историю. Лекции по европейскому и британскому праву читают преподаватели Кембриджского университета. Приглашение высококвалифицированного специалиста с Запада очень дорого обходится. Средний специалист в Великобритании "стоит" порядка 200-500 долларов в час. А СГУ заключил договор с Кембриджским университетом. Его преподаватели читают курс лекций по видеоконференцсвязи из своей местной студии. Кембриджская лекция в день трансляции выходит в эфир дважды. В первый раз — на английском, а спустя три-четыре часа — в переводе.
И все же в программе не только лекции, пусть даже самые интересные и полезные. Есть фильмы известного путешественника Станислава Покровского. Такие передачи, как "Семейный университет", "Школьный университет", отдельные циклы познавательных передач уже привлекли внимание некоторых региональных кабельных операторов. Они готовы даже заключать договоры с телекомпанией университета на право ретрансляции. Впрочем, кто-то не дожидается официального согласия авторов.
Есть программа "Наука и общество на рубеже тысячелетий". По форме это — цикл проблемных лекций. А по содержанию серия интереснейших выступлений людей, которыми могла бы гордиться любая страна мира. Сюда приглашаются только "носители" знаний; интерпретаторы, коими являются, по существу, преподаватели, читают лекции в другие часы. Среди приглашенных на эту передачу - видные ученые, политики. Очень интересную проблемную лекцию о народонаселении прочитал здесь Сергей Петрович Капица. Всемирно известный адвокат Г. П. Падва, выигравший десятки проблемных процессов, рассказывал о роли адвокатуры. Привлекло внимание выступление известного журналиста Роя Медведева. Киновед Л. М. Рошаль прочел очень интересную проблемную лекцию о перспективах документального кино. Ожидается участие в передаче экономиста Николая Шмелева.
Лишь на этом телеканале довелось узнать о существовании "импринтинговых" фильмов. Оказывается, это такие фильмы, которые ставят своей целью введение студентов в определенную дисциплину, то есть дают основную информацию по предмету. Всего-то... Зато слово какое! И работает над созданием таких программ целая группа психологов, чтобы материал легче усваивался телеаудиторией. Впрочем, психологи здесь работают не только над этим.
А вот программы новостей, конечно, лучше смотреть по другим телеканалам. Ведь здесь передаются только новости СГУ или имеющие к нему непосредственное отношение. Да и очередной десятиминутный выпуск программы происходит лишь раз в неделю с повтором в остальные дни.
Однако обо всем по порядку. "Ты помнишь, как все начиналось…"
А начиналось все с маленького помещения в районе Павелецкого вокзала. Такая же маленькая, как и занимаемое помещение, группа педагогов-энтузиастов во главе с нынешним ректором СГУ Михаилом Петровичем КАРПЕНКО — пропагандистом идеи дистанционного обучения в России начала создавать первые учебники, методички, организовывать филиалы в регионах, рассылать необходимую литературу вместе с аудиокассетами. Эти кассеты и стали первым средством доставки "знаний" в отдаленные уголки песенно необъятной страны. Потом добавились лекции на видеокассетах. Стали появляться первые компьютеры. Да и сейчас, помимо создания телевизионного продукта, лекции записываются на аудио- и видеокассеты, CD-диски. А в регионах студенты слушали и конспектировали лекции лучших преподавателей страны, не повторяя архангельско-московского пути Михаила Ломоносова.
Все это было привязано к почтовой рассылке. Естественно, такой способ доставки знаний был медленным и накладным. Кроме того, нарушался принцип единовременности учебного процесса по многочисленным филиалам. Естественно, что в 1997 году "созрела" идея непосредственной трансляции своих обучающих программ по телевидению.
Вначале была идея только спутниковой видеоконференцсвязи. Но она подразумевала прием-передачу сообщений между центром и филиалами и была связана с установкой телепортов во всех отделениях университета. Такая организация телемоста оказалась удовольствием дорогостоящим, связанным с необходимостью получения сотен разрешений, лицензий. Поэтому в СГУ быстро пришли к идее доставки сигнала посредством телевидения. Задача была простая — "поднять" сигнал из студии в университете с минимальными затратами. В качестве делового партнера выступила межгосударственная телерадиокомпания "Мир". К ее телепорту был проложен оптоволоконный кабель, дан аналоговый аудио-, видеосигнал, который затем преобразовывался в цифровой. И в конце 1998 года первый российский образовательный телеканал начал прямое вещание для своих студентов в регионах.
Телеканал адресован специально для доставки лекций преподавателей университета филиалам. Возникла своеобразная корпоративная телесеть, созданная сугубо для нужд СГУ.
"Мой адрес — не дом и не улица"
Многие столичные вузы имеют филиалы своих кафедр в других городах. Но нигде еще пока студенты одного факультета, находящиеся в Москве, Санкт-Петербурге или "урюпинске", не слушали лекции одного и того же преподавателя. Причем одновременно. Если можно как-то коротко сформулировать концепцию дистанционного обучения СГУ, то заключается она в том, чтобы образование наиболее высокого уровня мог получить любой человек, независимо от места проживания и возможности из-за этого переезжать на несколько лет в другой город или страну.
Университет представляет собой некий экстерриториальный вуз. Все преподаватели и студенты юридически оформлены в одном месте — Москве. А физически могут находиться в любой точке бывшего СССР. Получается такая "виртуальная" кафедра. К сотрудничеству с ней привлекаются лучшие профессиональные кадры в других городах, где они традиционно наиболее сильные. Например, Санкт-Петербург славится своей юридической школой. По видеоконференцсвязи питерские профессора права читают лекции всем слушателям СГУ от Калининграда до Владивостока и от Архангельска до Краснодара. Для этого в соответствующих филиалах созданы специальные студии. И такие студии есть в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Кембридже. Это дает возможность использовать самые лучшие преподавательские кадры в рамках одного учебного заведения, слушатели которого рассеяны по всему пространству нашей огромной страны.
Подготовка к записи лекции
В СГУ разработана своя дистанционно-модульная методика. Дистанционная — понятно: это когда слушатели находятся на удалении от центра обучения. Каждого студента, независимо от того, где он находится, обучают одинаково. Они слушают лекции одних и тех же профессоров, сдают они экзамены одним и тем же преподавателям, по одинаковым билетам. То есть все совершенно унифицированно. На местах, в основном, присутствуют педагоги-администраторы, которые могут доставить слушателям "знание", формируемое в московском центре. Каждый студент, поступая в этот вуз, получает набор оригинальных учебников по каждой дисциплине.
Каждая дисциплина разбивается на модули. Научно-исследовательский институт образовательных процессов и программ при университете, исходя из педагогических требований, усваиваемости и многого другого, разбивает на блоки изучаемую дисциплину. По каждому модулю пишется рабочий учебник. По этому же модулю создается аудиокассета, снимается видеофильм. Причем видеофильм и телевизионная лекция — не одно и то же.
Курсы созданы с ориентацией на самостоятельную работу студентов. Задача преподавателей — обеспечить студентов необходимым учебным продуктом и научить их учиться.
После изучения каждого модуля студент проходит тестирование. Он имеет возможность в произвольном режиме войти в компьютерный класс и сам себя проверить. Тестирование определяет, насколько успешно студент усвоил учебный материал. И он будет столько раз повторять изучаемый модуль, сколько потребуется для прохождения теста.
Московская организация университета называется "пилотным" центром. На ней апробируются все методики, после чего последние распространяются на все филиалы. А их сегодня более двухсот, и в них обучается порядка ста тысяч студентов.
Все эти эксперименты, возможно, неактуальны для Москвы и Санкт-Петербурга, но для жителей регионов очень важно реализовать свое конституционное право на образование высокого уровня.
Представьте себе, что СГУ начал обучение в местах лишения свободы, в колониях для взрослых. Говорят, что эта категория студентов в основном учится на юристов.
Такой метод обучения хорошо подходит для получения образования в экстремальных условиях. Например, знаменитый путешественник Федор Конюхов защитил диплом юриста в СГУ. Причем дипломную писал про правовую систему каких-то далеких островов.
Недавно состоялась экспериментальная дистанционная защита диплома. Студенты защищались перед местной комиссией. Но поскольку в СГУ декларируется равная доступность адекватной оценки, то и московские, и самарские преподаватели видели на экране защищающегося студента, имели возможность задать ему свои вопросы. Так прошло несколько защит.
Похоже на то, что не за горами фантазия Михаила Боярского о "домашнем" телевидении. Это когда каждый, кому есть что сказать людям, сможет создавать свое телевидение, не выходя из своего дома, и по кабельным или интернетовским сетям распространять его. По сути, преподаватели скоро смогут читать лекции, не снимая домашних тапочек, образно говоря.
Alma Mater, как она есть
Побывать на телестудии — как оказаться на летающей тарелке. Всегда остается ощущение прикосновения к другому, особому миру.
Директор ОЦСТ СГУ Светлана Веткина
Посещение телестудии, расположенной на одном из этажей самого СГУ, не стало исключением. Описывать увиденное так же сложно, как кабину управления инопланетным межгалактическим, гиперпространственным кораблем. Проще взять книгу любого из фантастов, пишущих на эту тему.
Вот и познакомились мы с увлеченными своим делом людьми. Они все там увлеченные. Иначе, наверное, невозможно. И с удовольствием получили ответы на интересующие нас вопросы от директора ОЦСТ СГУ, кандидата физико-математических наук, доцента Светланы ВЕТКИНОЙ и заместителя директора телевизионного центра спутникового образовательного телевидения Александра СЕРБЕНЕНКО.
Заместитель директора СГУ ТВ Александр Сербененко
Т/С: Дело для нашей страны новое. Такой телевизионный университет должен пользоваться сильной материальной поддержкой государства.
A.C.: Пока за все платим мы — СГУ. Закупаем различное оборудование, разрабатываем методики преподавания, нанимаем преподавателей, записываем лекции, готовим передачи, доставляем сигнал…
Т/С: Довелось слышать о том, что в планах Министерства образования РФ оснастить каждую школу оборудованием для приема спутникового телевидения, и в классы будут транслироваться по спутниковому телеканалу лекции по различным предметам. Вы к этому не имеете отношения?
С.В.: Довольно опосредованно. Ведь СГУ — участник эксперимента Министерства высшего и среднего специального образования по дистанционным методам обучения. Мы показали хороший пример. Вот только, насколько мне известно, Министерство исходит из расчета 300 у. е. на один комплект оборудования для приема спутникового телевидения. Кажется, это нереально.
A.C.: Сейчас Министерство подключило нас к "чеченской" проблеме. Будем вести трансляцию уроков для чеченских школьников. Известно, какие сложности с кадрами испытывает этот регион. Наша методика позволит частично решить этот вопрос.
Т/С: Тогда я снова спрошу о финансировании. Кто будет платить?
A.C.: Пока не могу ответить на него. Но, возможно, что и мы сами.
Т/С: В чем же выгода?
A.C.: В дальней рекламе. Подключаясь к программам преподавания в школах, мы формируем у потенциальных абитуриентов некоторое представление о нашем Университете. Кто-то захочет продолжить учебу в нашем вузе. Учитывая, что мы — коммерческая организация, от количества студентов зависит рост дохода. Помимо этого, здесь есть и профессиональная "выгода". "Ведя" учащегося 10-го и 11-го классов, а потом в стенах Университета студента 1-2-го курсов, можно вовремя увидеть все недочеты, своевременно устранить их, более эффективно вести со студентом работу. Тем более что сейчас наблюдается очень большой разрыв между уровнем подготовки, даваемым средней школой, и требованиями вузов. Мы же, участвуя в школьных программах, этот разрыв сокращаем. Такой опыт у нас уже есть. При подготовке школьных программ мы привлекали лучших учителей Москвы. Записали лекции по физике, химии, математике.
Т/С: И все же удовольствие это довольно дорогостоящее. И школьный проект — чистой воды благотворительность.
A.C.: Да, материальная выгода минимальная. Все деньги, которые мы получаем от студентов, — в оборудовании, здании, телестудии, аренде транспондера.
Т/С: Ваши лекции доступны всем желающим…
A.C.: Пока доступны. Со временем сигнал будет закодирован. Сейчас мы приступили к строительству своего телепорта. По его завершении уйдем со спутника Intelsat 604. Он нас не вполне удовлетворяет тем, что покрывает только Европейскую часть бывшего СССР. А ведь нам необходимо охватить и Дальний Восток, и… Планируем перейти на новый спутник LMI-1 (750 в. д.). Его зона покрытия в Ku-диапазоне уникальна — покрывает всю территорию СНГ.
Т/С: Где вы строите телепорт?
A.C.: Здесь, в университете. Проект близится к завершению, закуплено оборудование, выделены частоты. Планируем организовать до четырех каналов в цифровом пакете. У ректората есть идея создать отдельный школьный канал. Вещание станет круглосуточным и обеспечит слушателей учебными программами в полном объеме. Планируется свой канал спутникового Интернета.
Т/С: Многие ваши программы можно было бы с успехом продавать региональным кабельным сетям...
С.В.: Такие предложения есть. Но мы пока просто не успеваем проработать все направления открывшейся перед образовательным телевидением перспективы.
Т/С: Каким Вы видите развитие дистанционного обучения по спутниковой телевизионной связи?
С.В.: Насколько мне известно, государственные вузы сейчас подталкиваются Министерством к началу дистанционного обучения. К нам уже обратились за советом, помощью и предложениями о сотрудничестве целый ряд технических вузов, таких как Московский энергетический, МГТУ, Лесотехнический, Пищевой. Они готовы заключить с нами договор о совместном обучении их студентов. Но пока это — проекты.
Пожелав всяческих успехов гостеприимным хозяевам, мы еще долго удивлялись, как, буквально у нас под носом, родился и встал на ноги такой телеканал. И, как все в нашей стране, продолжает идти своим особенным путем.
|