Что происходит на программном рынке России?
BROADCASTING. Телевидение и радиовещание, № 8, декабрь 2005 г., автор: Т. Г. Власова
Власова Татьяна Георгиевна, директор Студии телевидения телеканала СГУ ТВ, член Союза журналистов России
Что происходит на программном рынке России?
По данным ученых, около 90 % информации россияне получают по телевидению. Казалось бы, вот поле для посевов доброго и вечного. Но сегодня у телеэкранов многим неуютно. Информация, скорее, пугает, чем вселяет уверенность в завтрашнем дне (катастрофы, убийства, судебные разбирательства). Зрителю трудно разобраться, что его ждет в будущем, работают ли заводы и фабрики, производят ли товары у нас в отечестве и какие, как живет простой работающий народ. По-моему, не надо быть большим специалистом-аналитиком, чтобы понять, что российский рынок телепрограмм подчиняется “Золотому тельцу”. Из сетки вещания крупных, да сегодня уже и региональных, каналов почти совсем исчезли образовательные и познавательные программы. Наши дети с раннего возраста озабочены проблемами взрослых, изучая окружающий мир по навязчивой агрессивной рекламе и низкопробным фильмам.
Почему каналом выбрана именно такая специализация?
СГУ ТВ с первых своих шагов выбрал познавательно-образовательное направление и не ошибся. Сегодня эта ниша почти свободна. Наш зритель – школьники и студенты, преподаватели, ученые, молодые специалисты, люди, работающие далеко от родного дома: моряки, геологи и строители, дети и домохозяйки. Благодаря системам спутниковых связей “Экспресс АМ22” и “Ямал-201” наши передачи смотрят круглосуточно от Подмосковья до самых отдаленных точек России, ближнего и дальнего зарубежья. Только что прошедшие выставки NAT EXPO и Восьмой Евразийский телефорум показали, что познавательное и образовательное телевидение востребовано, об этом говорили и столичные “телевизионщики”, и коллеги из регионов. Наши зрители, живущие в самых разных точках планеты, благодарят телеканал СГУ ТВ за полезные, нужные, добрые передачи. В сетке вещания можно выделить три основных потока: учебный, познавательный и развлекательный.
Какой программный продукт имеет зрительский спрос?
По социологическим исследованиям зрительской аудитории СГУ ТВ, самым большим спросом пользуются “Телекурсы” – уникальная программа, дающая возможность любому желающему повысить квалификацию по самым разным профессиям: бухгалтерский учет, налоги, юриспруденция и др. “Авторская программа” – еще один оригинальный проект нашего телеканала тоже уверенно держит одно из первых мест в предпочтениях наших зрителей. Несмотря на то что изобразительный ряд “Авторских программ” пока не богат, передачи привлекают новизной и глубиной разработки, эмоциональной подачей авторами своих исследований, что дает возможность зрителю открыть для себя и взглянуть по-новому на известные исторические факты, получить представление о направлении научной мысли в искусствоведении, политологии, литературоведении, биологии и философии.
Много положительных откликов из разных уголков получают информационные передачи “Мир образования” и “События культурной жизни”. Популярна у зрителей передача в прямом эфире “Семейный доктор”, которую ведет академик Европейской академии естественных наук А. Е. Алексеев. Большая зрительская аудитория у передач
“Школа здоровья” – новейшие разработки и методики в современной медицине, “Нить Ариадны” – консультации психологов, “Имена” – фильмы о выдающихся соотечественниках, “Мастер-класс” – уроки рукоделия, “Спросим у юриста” – юридический ликбез, “Домашний зоопарк” – о домашних любимцах, “Пангея” – телепутешествия по странам и континентам и др.
Есть ли разница в телевизионных предпочтениях жителей регионов России? Какие тенденции регионального телерынка Вы можете отметить?
Судя по письмам и телефонным звонкам зрителей телеканала СГУ ТВ, можно предположить, что люди не желают, чтобы их загоняли в рамки предложений только коммерческого телевидения. Сегодня у телевизора хотят отдыхать, получать правдивую информацию обо всем, что происходит в мире. Зрители готовы получить дозу острых ощущений в виде “кинострашилок”, но они хотят также иметь свободу выбора, возможность смотреть и другие передачи, например познавательные и образовательные программы. Одним словом, зритель должен сам выбирать, что ему смотреть. Телеканал СГУ ТВ и дает своему зрителю такой выбор.
Как правильно программировать канал?
При программировании канала главным критерием выбран принцип жестко закрепленного дня и времени выхода каждой передачи в эфир. Это очень удобно. Информация откладывается в памяти, и зрителю не нужно каждый раз просматривать программу передач, чтобы не пропустить нужную. Он знает, что с понедельника по пятницу с 9.00 до 13.00 идут “Телекурсы”. По субботам в 10.45 – всегда “Мастер-класс”, в 11.10 – “Мир образования”, в 11.25 – “Семейный доктор” в прямом эфире, в 12.00 – “Домашний зоопарк”, в 14.10 – “Нить Ариадны”, в 14.45 – “Пангея” и так далее. Каждая передача в будни тоже имеет свое постоянное место во времени. Такой принцип программирования дает возможность сориентироваться и выбрать для просмотра нужной передачи удобное время.
При составлении программ обязательно учитываются пожелания зрителей не только относительно времени выхода в эфир той или иной передачи, но и тематики программ. Так, например, передачи “Спросим у юриста”, “Нить Ариадны”, “Школа здоровья” почти полностью готовятся по вопросам и пожеланиям телезрителей. В развлекательном блоке СГУ ТВ предлагает мультипликационные и лучшие фильмы отечественной и зарубежной классики.
Зрительская аудитория сегодня намного требовательнее, чем еще 10–15 лет назад. Несмотря на бытующее мнение, что спрос рождает предложение, наш зритель сегодня протестует против насилия и сексуальных сцен, против грубости и нецензурной брани на домашних телеэкранах, он давно желает видеть побольше умных, интересных передач, расширяющих горизонты повседневности.
|