Первый образовательный
22 ноября 2024, пятница
Первый образовательный  
ГЛАВНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧИ КУПИТЬ НА DVD
 
 

 
 

Знание – сила. II Международный кинофестиваль научно-популярного кино подвел итоги

Санкт-Петербургские ведомости, № 206, 1 ноября 2007 г., автор: Ольга Шервуд


Из ста пятидесяти фильмов, присланных на отбор «Мира знаний», к конкурсу было допущено 34 работы. Публика не снесла кинотеатр «Родина», несмотря на бесплатные сеансы (видимо, дело в недостатке рекламы и наследственной камерности таких акций), но жюри под руководством очень известного и авторитетного в профессиональных кругах киноведа и продюсера Армена Медведева свое дело сделало.

Гран-при фестиваля «Древо познания» удостоен фильм «Холодная оттепель 61-го года» Виктора Белякова – о гонениях на Церковь в хрущевскую эпоху. Награду в номинации «Портрет исследователя» отдали Нику Аптону – зоологу, доктору философии, оператору и режиссеру из Финляндии, который 15 лет снимал крупных хищников своей страны – медведей, волков, росомах, рысей, – за фильм «Рай для хищников».

В номинации «Первопроходец» отметили Бориса Лизнева за целиком авторскую (сценарий, режиссура, съемки) работу «Полк, смирно!». Это история Русской армии через одну фотографию Кексгольмского полка. Таким образом жюри отчетливо подчеркнуло кинематографическую сущность «Мира знаний»: главное в данном случае все же не объект рассказа, а создатель фильма. Увы, на фестивалях неигрового кино и на разных тематических киносмотрах о профессии нередко забывают.

«Лучшим уроком на экране» признали видеолекцию режиссера Александра Кривоноса – «А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Читает и комментирует Валентин Непомнящий». Это первый фильм проекта «Уроки русской словесности». Задумано триста уроков; хорошо бы довести проект до финала – это будет настоящая живая кинобиблиотека русских писателей.

Спецприз жюри достался неожиданной польской картине «Песок-хищник» Кристиана Матышека: оказывается, песок... убивает живых существ.

Дипломами поощрили студентку ВГИКа Марию Миро за дебютную картину «Угольная пыль», уже награжденную в разных странах, Дмитрия Лавриненко за «Библиотеку» (Москва), Павла Головкина и Станиславу Касаткину за фильм «На окраине Млечного Пути» (Новосибирск), Явера Рзаева за «Переход» (Азербайджан).

Приз зрительских симпатий получил фильм «Звезда, которая не греет» Светланы Олексеенко – о приключениях экспедиции к Северному полюсу на собачьей упряжке, предпринятой весной прошлого года. Голосование шло среди аудитории Башкирского образовательного телеканала, а также на телеканале «СГУ ТВ».

«СГУ ТВ» – это общероссийский образовательный телеканал (с охватом в Петербурге – около двухсот тысяч человек), который предоставляет свои программы кабельным сетям бесплатно (а потому все подписчики кабельного ТВ могут просить о его включении своих местных операторов, подробности на сайте http://www.sgutv.ru ); также идет трансляция в Интернете.

Очевидно, что телевидение и Интернет и есть нынче основные распространители научно-популярных, образовательных и учебных фильмов. (Между прочим, член жюри фестиваля режиссер и продюсер Рейо Никкиля сказал, что картина «Москва – Батум» Никиты Воронова о взаимоотношениях Сталина и Булгакова сейчас пришлась бы очень кстати на финском телевидении, которое показывает сериал «Мастер и Маргарита».)

В России все больше каналов, ориентирующихся на любознательных и учащихся людей. Жаль, что о таком телевидении мало кто знает. И что оно малодоступно. Например, в августе после двухлетней подготовки начал вещание научно-популярный телеканал «24ТЕХНО», который охватил все стороны знания в своих разделах, половина его программ – передачи и фильмы российского, в том числе собственного, производства.

К сожалению, «24ТЕХНО» предполагается платным, а операторы не спешат ознакомить с ним публику в тестовом режиме. Это недоверие кабельщиков к аудитории сродни недальновидности кинопрокатчиков, сующих зрителю в основном киножвачку. И те и другие доставщики продукта публике ведут себя глубоко непатриотично.

Впрочем, и кинематографисты, и даже ученые нередко находятся в плену косных представлений о современном кинематографе, в том числе о просветительском в самом широком смысле слова. У нас сохранился (нигде в мире такого и не было) термин «научно-популярное кино», идущий из времен, когда сельские передвижки обязаны были демонстрировать не вполне еще грамотному населению антирелигиозные агитки и пропагандистские фильмы как о квадратно-гнездовом способе посева, так и о бдительности-подозрительности.

С тех пор прошли фактически века. С одной стороны, научно-техническая, промышленная, информационная революция... какие там еще? – сменили друг друга, возникли телевидение и глобальная сеть. С другой – кино четко поделилось на игровое, анимационное и неигровое. Неигровое имеет самый широкий диапазон, от просветительства до мистики, оперирует формой как хроникальной, так и рисованной, – а мы все упираемся и по старинке говорим «научно-популярный» кинематограф, подразумевая закадровый текст и колбы с пробирками на экране.

И это не мои отвлеченные рассуждения, увы, – есть картины, и не последних авторов, которые не попали в конкурс именно из-за упрека в их «слишком документальности».

Однако истины ради требуется сказать, что люди, занимающиеся просветительским кинематографом, чувствуют свою незаслуженную ущемленность нынешним гламурным кинопроцессом, который – в принципе – столь несправедливо оставляет их на обочине магистрали. И они, эти люди, спешат вписаться в общее движение.

Понять, в каком объеме и насколько ярко возрождается познавательное кино, – примерно так сформулировал задачу фестиваля и свой интерес господин Медведев. А генеральный продюсер киносмотра директор «Леннаучфильма» Владимир Бажин сообщил, что Москва и Петербург уже соревнуются за право устройства «Мира знаний» впредь. Вероятно, в следующем году фестиваль начнется в одной из столиц, поплывет на теплоходе в другую, где и завершится.

По пути будут остановки в разных городах и сеансы для, предполагается, благодарной публики. Сознательно так устраивается комфорт самих фестивальщиков и обеспечивается привычный резонанс мероприятию. А подсознательно – снова и снова пускается в работу модель передвижного агитационного состава.

И это закономерно: знания – наша броня.

 

 
 
Rambler's Top100     Яндекс.Метрика